Фото сколков вологодского кружева

Добавлено: 16.04.2018, 02:26 / Просмотров: 73295

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решeтки» («сцепная» техника). Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел сложилось в 1-й четверти 19 в.

Откуда пришeл на нашу землю этот дивный промысел — загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далeкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.
Есть предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей — 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре — неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т. е. брабантскую) нитку».

в3

Да и не так уж важно, чей корабль первым привeз в Россию первое драгоценное кружево. Именно драгоценное, в прямом смысле этого слова. Иноземное кружево было сплетено из золотых нитей, и предназначалось оно исключительно для особ, наделeнных властью.

Но Россия — страна непредсказуемая. Если уж попалась в руки наших мастеров аглицкая механическая блоха — быть ей подкованной. Не успела правящая элита блеснуть заграничными драгоценностями, как наши мастера тут же изготовили своe кружево: золотое — для тех, кто побогаче; серебряное — для модниц с кружева меньшим достатком; железное — для тех кому благородные металлы не по карману. Прослышали о столичных новинках и в провинции. Благо сарафанный телефон на Руси появился ещe задолго до первых аппаратов Бэлла. Сотни мастеров и мастериц, во всех уголках страны, стали изобретать своe кружево. Вот тогда и вспомнили про льняную ниточку, а вспомнив — удивили весь мир белоснежным, лeгким как пух, русским кружевом.

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Взрослая кружевница получала в год 20 рублей. По тем временам деньги вполне приличные. Достаточно вспомнить, что в конце 19 века килограмм масла стоил 50 копеек, а мясо — всего 14 копеек за килограмм. Впрочем, мало кто в ту пору плeл на продажу. Всe больше для себя или в подарок. Если же кружевная косынка доставалась девушке в наследство от матери или бабушки, то свою работу можно было и продать, получив за неe кованые посеребреные серeжки, дюжину веретeн, а может, ещe и пару хороших гребeнок.

в6

Научиться плести кружево достаточно сложно, но ещe сложнее его изобрести. И прежде, чем сплетeт девушка первую в своей жизни кружевную косынку, другая мастерица должна приложить к этой работе свои руку и сердце. Художник по кружеву — работа незаметная и почти забытая. Мало кто знает, какими удивительными секретами владеют люди этой профессии.

в2

При тканье используется всего две нити — основная и уточная, при вязании — одна, а при плетении — множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Плетея — именно так называлась на Руси мастерица — закрепляет нить на коклюшке, кладeт еe себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займeт специально отведeнное для неe углубление. Далее наступает черeд куфтыря — набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нeм и хранится секрет мастерицы. Еe неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаeт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

в5

Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевоплетения, а в 19 веке стала самым знаменитым. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звездочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка. Они словно символизируют что-то чистое и сиюминутное. Подобно белой лилии, вологодские кружева могли бы стать символом невинности.

в4

И действительно, в прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками» и особыми полотенцами — «убрусами» и «наспичниками». А само кружевоплетение называлось «женским замышлением».


Источник: http://topru.org/18110/vologodskoe-kruzhevo/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Вологодское кружево: мастер-класс, для начинающих, сколки Купальнике вязать крючок


Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева Фото сколков вологодского кружева

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ


Back to Top